Ностальгически оглядываюсь в 90-ые годы ХХ века. Для кого-то они были «лихими», а для нас – ново призванных, новокрещённых, едва воцерковленных – это было благодатное время, когда вместе с видимым восстановлением из руин поруганных монастырей и храмов, невидимо возрождались, очищаясь действием Божественной Благодати от греховной коросты, и наши души. Духовный подъем в России тех лет был настолько явственным, ощутимым, что казалось, так будет всегда!..
Весна 1998 года была холодной и затяжной. Утро Вербного воскресенья было по-зимнему морозным, снег только недавно стал оседать и таять, и никто не спешил расставаться с зимней одеждой, хотя уже было 12 апреля. Народу в тот праздничный день собралось к началу службы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Анискино – не протолкнуться. Сквозь веточки вербы безуспешно выискиваю глазами высокую статную фигуру своего духовного отца – иерея Владимира Александрова. Начинаю протискиваться вперёд, заметив знакомый платочек матушки Галины.
— С Праздником, матушка! Что-то нигде не видно отца Владимира. Он что, уже в алтаре? – спрашиваю её.
— А ты что, ещё не знаешь? Ему дали свой приход в Трубино, там он и служит сейчас, – как-то нерадостно посмотрела на меня Галина Михайловна.
— Поздравляю! – была моя первая реакция. А как же иначе? Ведь батюшка растет: был вторым священником, а теперь вот – настоятель. Свой приход.
— А ты раньше-то бывала там? – продолжает матушка, вздохнув.
— Нет, а, кстати, где это?
- Поезжай по Фряновскому шоссе за Фрязино, не доезжая Литвиново. Там прямо у дороги и будет храм Преподобного Сергия Радонежского.
Тут же, не раздумывая, бросаюсь к машине и мчусь в сторону Трубино. Через полчаса езды за очередным поворотом появляется возвышающийся над окрестностью величественный силуэт храмовой колокольни без креста. По мере приближения на глаза стали наворачиваться слёзы. Картина предстала удручающая: выщербленный, а местами и выбитый кирпич стен с островками почерневшей штукатурки, зияющие дыры оконных проемов кое-как забиты, где жестью, а где – фанерой; на кровле – отодранные лоскуты металла, а вместо маковок куполов – останки их гнутых рёбер, сквозь которые тянутся к небу искривлённые ветви молодняка берёз. Всё в запустении и вокруг храма: на ничем не огороженной территории на проталинах грязного снега всюду лежал битый кирпич и стекло, почерневшие доски и бревна, обломанные ветки деревьев и прочий мусор, ямы и рытвины перемежались с кучами глины и песка. Разросшийся дикий малинник кое-где почти вплотную придвинулся к храмовым стенам. От края дорожного асфальта, ничем не отделённого от здания храма, ровно два шага до входа в него. Через тяжёлую скрипучую дверь покорёженного ржавого металла попадаю внутрь темного притвора. Впереди виднеется еще одна дверь. Открываю её… «О, Господи! – невольно вырывается со стоном. – Что же сделали с тобою, Божий храм! Да никак лет десять уйдёт, чтобы поднять тебя из разрухи». Вот теперь мне так стала понятна затаенная грусть во взгляде матушки Галины ещё там, в Анискино.
В полумрачном помещении храма идёт служба. Впереди – силуэты пяти-шести укутанных молящихся бабуль, по бокам вдоль стен из выщербленного красного кирпича стоят грубо сколоченные дощатые столы, на них – прислонённые к стенам в основном картонно-бумажные иконки, перед ними – в широких низких консервных банках с песком потрескивают свечки.
Вместо пола – утрамбованная земля, вместо окон — глухие щиты. О прежде существовавших здесь приделах с правой и левой стороны напоминали полуразрушенные и кое-как заделанные своды алтарных апсид. Ближе к центральному алтарю заметно светлее. Источник света – дыры в куполе, через которые виднеется небо, и монотонно капает в расставленные на полу тазы весенняя капель. И в алтаре, и на солее, и перед ней. На недавно установленном белом фанерном иконостасе размещены в два яруса цветные репродукции икон в рамах. Этот белоснежный, в общем-то, простенький временный иконостас на фоне удручающей разрухи казался тем «чистым листом», с которого начнётся новая летопись возрождаемого храма.
Идёт Божественная Литургия на Вход Господень в Иерусалим. Из алтаря доносится простуженный голос подкашливающего о. Владимира, изо рта поющих клубами валит пар, руки певчих в перчатках. Посиневшими от холода руками отец настоятель совершает каждение. Нестройными старушечьими голосами старательно подпевают бабули. Всё идет своим чином. А холод в храме в тот день был ужасный: заиндевевшие, десятилетиями промерзавшие стены да промозглая весенняя сырость, проникавшая сквозь вездесущие щели и дыры, давали ощущение невыносимого холода. На улице тогда казалось теплее.
— Ничего-ничего, потерпите, бабули, будет и у нас скоро тепло, — похлопывая себя от холода по телогрейке, обещал помощник настоятеля Михаил, направляясь к печке-буржуйке.
Печку наладили прямо в храме слева от входа, а труба от неё тянулась наружу сквозь дыру в оконном щите. Но тепла от этой маленькой печурки что-то не ощущалось. Только весёлый бодрый вид Михаила вселял оптимизм.
Эта Божественная Литургия, отслуженная за неделю до Пасхи 1998г. иереем Владимиром, уже вошла в историю храма преподобного Сергия Радонежского в селе Трубино. Это была первая в этих стенах Литургия после более чем 56-летнего перерыва со времени его закрытия в 1942г. (до этого здесь служились молебны и панихиды о. Сергием Дубининым — настоятелем Каблуковского храма). Последним настоятелем Сергиевского храма перед его закрытием был священник Владимир Успенский, а первым штатным настоятелем, после его открытия — священник Владимир Александров. Что знаменательно: год рождения нового настоятеля совпал с годом смерти предыдущего – это 1942г. Наш батюшка говорил тогда: «У меня ощущения такие, как будто эстафету принял из рук о. Владимира (Успенского)». А принял о. Владимир эту эстафету многотрудного служения по восстановлению храма и духовно-молитвенному возрождению прихода, будучи уже на 57 году жизни и менее года в сане священника. Ни средств, ни спонсоров, ни помощников, ни опыта поднятия храма из руин. С чего начинать? С молитвы, ибо «невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 18:27)
И помощь не замедлила прийти. Первым чудом было благословение на труды вновь назначенного настоятеля Самой Пресвятой Богородицей. А произошло это в первый же день появления нового настоятеля в своём приходе. Господь послал ему человека, которому было завещано передать старинную намоленную икону Казанской Божией Матери в Сергиевский храм, когда он будет вновь открыт.
— Представляете себе мое состояние? – с душевным восторгом рассказывал нам о. Владимир. – Ведь при первом взгляде на храм у меня появилось что-то вроде уныния, — как же я смогу его поднять? И вдруг… И настроение сразу поднялось.
Постепенно, копеечка к копеечке, стали поступать средства, появлялось всё больше помощников, находились и благодетели, и рабочие руки. Люди приходили с душевным подъёмом и большим энтузиазмом помочь восстанавливать храм. Так постепенно формировался приход возрождавшейся Сергиевской церкви.
А вторым большим чудом можно назвать возвращение иконы преподобного Сергия Радонежского, с которой началась в 1849г. история храма. Перенесена была эта чудотворная икона в июле 1998г. крёстным ходом из Гребневской церкви, где она находилась около 55 лет.
— Такое чувство, что хозяин, молитвенник, дорогой наш Батюшка сам пришёл к нам, — делился с нами о. Владимир. – И помогает нам, находит людей. Ведь люди — это самое главное!
Сразу после возвращения иконы Преподобного на своё старое место интенсивность восстановительных работ пошла в гору. Руины стали преображаться, возвращался прежний внешний облик храма: восстанавливалась кирпичная кладка стен и перекрытий с элементами первозданного декора, остеклялись оконные проёмы, ремонтировалась и покрывалась новой сталью кровля с куполами, штукатурились, а затем белились внешние и внутренние стены. Отец Владимир очень щепетильно подходил к тому, чтобы восстанавливаемый храм максимально сохранял свой первоначальный облик. Для этого с принесённой пожилой прихожанкой старинной фотографии была сделана многократно увеличенная копия, с которой постоянно сравнивался результат проделанной работы. К августу 2000г. была полностью отреставрирована колокольня. На ней установили отлитые в Воронеже специально для Трубинского храма купола. А на день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 14 августа 2000г. купол колокольни увенчался позолоченной главкой-луковкой с крестом.
Этот тёплый солнечный день запомнился особенно. На фоне голубого неба медленно плывет вверх по воздуху золочёный крест главки. Дирижирует подъемом снизу на земле о. Владимир, одетый в полное облачение подобающего сиреневого цвета. Затаив дыхание, многочисленные прихожане с устремлёнными вверх головами обступили батюшку. Кое-кто, стоя на коленях, прямо на земле, поёт тропарь Кресту Господню. У кого-то на глазах наворачиваются слёзы…
А как же иначе в этот исторический момент? Ведь все мы причастны возрождению этого преображающегося храма, каждый — своею посильною лептой. Многие из стоявших здесь отчётливо помнят ту удручающую картину поруганного дома Божия, которая в апреле 1998г. предстала пред новым настоятелем. А ведь прошло с тех пор всего лишь два года и четыре месяца!
«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век». (Пс. 30:2)
К осени 2000г. основные строительные мероприятия по восстановлению фасада и интерьера храма были завершены. Проведена система отопления, электричества и охранной сигнализации. Разобраны завалы мусора на территории храма. Но окончательное облагораживание её с устройством тротуаров, разбиением цветников и газонов требовало продолжения. Как всегда, всё упиралось в нехватку средств, а нашему батюшке хотелось, чтобы всё было красиво и добротно. И если уж дорожка вокруг храма – то из дорогой узорной плитки. Помнится, как дружно и споро трудились мы, перелопачивая горы чернозёма, привезённого под цветники и газоны, представляя, какая красота здесь вскоре будет! И мечта о. Владимира пройти крестным ходом по нарядному мощёному тротуару вокруг обновлённого храма осуществилась на Престольный праздник 18 июля 2002г.
Вместе с внешним постепенно возвращалось храму и внутреннее его благолепие.
Всем управлял в своём доме преподобный Сергий: там, где ещё недавно были выбоины, дыры и искорёженный кирпич, теперь — ровные белые стены; там, где прослеживались лишь намёки алтарных апсид — восстановленные приделы в честь вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца; а вместо утрамбованной земли вперемешку с битым кирпичом – настоящий мраморный пол!
Помнится, как на одной из проповедей батюшка торжественно огласил прихожанам о планах устройства мраморного пола уже летом 2000г. А это требовало немалых средств, ведь даже плиточников-метростроевцев приходилось для этого выписывать из Москвы. Тогда мало кто умел работать по мрамору. Для сбора пожертвований приспособили специальный ящик, но наполнялся он слишком медленно: приход-то небогатый, а немногочисленные постоянные благодетели, как-то поиздержались. К концу лета 2000г. укладка пола подходила к концу. Завтра уже надо расплачиваться, а десяти тысяч никак не хватает.
— Как же мне быть? Отче, помоги, не посрами! – вспоминает о. Владимир, как молился, слезно припав к иконе преподобного Сергия. – И представляете, буквально минут через десять входит в храм незнакомый человек, спрашивая, нужна ли помощь. Ему, мол, премию выдали … десять тысяч.
«Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи». (Пс. 88:6) И подобных чудес тогда было немало. В то время помощь, ох как была нужна, поэтому стучались во все двери, а у отца-настоятеля всегда наготове были письма-бланки с реквизитами храма. Вдруг, какая коммерческая организация спонсорскую помощь окажет. Помню, как одна наша прихожанка с благословением батюшки впервые решилась пойти на приём к своему, казалось бы, весьма далёкому от церкви директору с этим письмом-прошением. Не зная его реакции, была внутренне готова ко всему. А он совершенно запросто тут же распорядился отправить из Москвы в Трубино грузовик с розовой мраморной плиткой. Той самой, которой выложили подоконники и пол главного алтаря и солеи. Один частный предприниматель пожертвовал дубовые стеклопакеты для окон, другой благодетель – двери из дуба с витражными стеклами, а кто-то из прихожан – столы и шкафы для свечного ящика и библиотеки. Церковная мебель пополнилась красивыми в одинаковом стиле инкрустированными деревянными аналоями и лавками со спинками. Заблестели медью новенькие подсвечники и паникадила. Совершенно преобразилось внутреннее убранство храма. На своё прежнее место возвратилась часть старинных икон. Многие из прихожан с любовью жертвовали, как старые фамильные иконы, так и специально заказывали иконописцам в дар храму свои именные. Теперь уже не бумажно-картонные, а в основном писаные иконы размещались в напольных и настенных киотах, лежали на аналоях. С Афона привезли большую репродукцию Иверской иконы Божией Матери, а в ноябре 2000г. появилась в храме полотняная копия Туринской Плащаницы, привезенная нашей паломницей, побывавшей у этой Святыни, открытой для верующих в тот юбилейный год. Необыкновенной иконой одарила храм другая его прихожанка: старинный образ устроен таким образом, что если посмотреть с одной стороны, увидишь изображение Бога-Отца, с другой – Господа Иисуса Христа, а посередине — Духа Святаго в виде голубя. Частым в те годы было мироточение храмовых икон и даже Голгофы, но батюшка относился к этому осторожно, не трубя во все концы. Не всегда это было добрым знаком. Так, накануне трагедии с подлодкой «Курск» в августе 2000г. сильно замироточила Иверская икона Божией Матери рядом с Георгиевским приделом.
Тепло, светло, радостно и благодатно стало в храме. На воскресные и праздничные службы народу всегда было полно. Приходили и приезжали отовсюду: и ближние – с Трубино, Литвиново, Назимихи, Фрязино, и дальние – со Щёлково, Чкаловской, Бахчиванджи, Королёва и даже из Москвы. Многие – семьями.
На службах стояли благоговейно, старались в храме зря не разговаривать. В этом помогали раздаваемые всем прихожанам листочки с молитвенными песнопениями, заботливо распечатанные матушкой Галиной. Её же стараниями была организована приходская библиотека, воскресная школа, ежемесячно выходил храмовый информационный листок «Радонеж», круглый год читалась «двадцаткой» Псалтырь о здравии и упокоении родных и близких. Позаботилась матушка и том, чтобы подле всех главных икон храма были размещены таблички с соответствующими тропарями. А какие незабываемые паломнические поездки по святым местам устраивали нам батюшка с матушкой!
Соборной молитвой и совместным трудом во Славу Божию укреплялся и сплачивался наш приход. Много труда положили в годы восстановления храма на приходских «субботниках» и стар и млад. Везде требовались руки: и на строительных работах, и на расчистке территории, и на церковном поле. Трапезная храма с лихвой обеспечивалась своей картошкой, кореньями, капустой. Оглядываясь назад, понимаешь, какой же насыщенной, интересной и интенсивной жизнью жил Сергиевский приход. И везде мы как-то всё успевали, хотя почти у всех — семьи, работа, учёба, огороды. А как умудрялся в это время ещё и хорошо учиться наш отец Владимир, одному Богу известно. Разве мог предположить ещё пять лет назад подполковник запаса с двумя высшими образованиями, включая академию Жуковского, что на шестом десятке лет ему придется сесть за парту семинариста?
— Батюшка, когда Вы успеваете учиться? – недоумевали мы.
— А я выучу один билет, помолюсь Преподобному, потом на экзамене этот билет и вытягиваю, — отшучивался о. Владимир. — Так и получаю свои «5» и «4».
По истечении лет, особенно отчетливо видно, что в эпоху духовного подъёма Православия в России конца ХХ века Господь избирал Себе работников, способных не только поднять из руин храмы Божии, но и быть хорошими пастырями для «овец стада Христова». Такие неординарные сильные личности призывались на служение и из среды ученых, и из работников искусства, и из военных… За годы пастырского служения в храме Преподобного Сергия Радонежского иерею Владимиру Александрову удалось сплотить вокруг себя крепкий дружный приход. Подвигнуть и вдохновить на путь священства двух ещё вчерашних прихожан. Стать духовной опорой и молитвенником для своих многочисленных духовных детей.
Эстафета служения, принятая от о. Владимира Успенского, длиною в пять с половиной лет, подходила к своему завершению. Как много всего было сделано. А ведь в начале этого многотрудного пути невозможно было даже представить, что не десять, а всего лишь два с половиной года понадобится, чтобы на месте прежней разрухи стоял белоснежный красавец-храм. По воле Божией о. Владимира переводили на повышение – настоятелем в Гребнево, на большой многоштатный приход. Прощальная Божественная Литургия в восстановленном им храме Преподобного Сергия Радонежского состоялась на Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2003г.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Преподобный отче наш, Сергие, моли Бога о нас!
Ольга Береснева
Апрель 2013г.