Воспоминания Алексея Блинова

Cостояние и краткое описание храма Сергия Радонежского перед началом реставрационных работ (данные на 1996 год).

Стены (внешний вид): штукатурка полностью разрушена, только кое-где видны её слабые, еле заметные следы, кирпичи начинали также разваливаться, из нижних частей стен росли разные растения (сплошные заросли бузины, лопухи и др.). В южной части храма был проём в стене (большой), туда ходили мальчишки.

Крыша (внешний вид): наверху – береза, малина, крыжовник и другие растения. Кирпичи, составлявшие каркас крыши, сохранились благодаря большому слою зелени, она была настолько утрамбована дождями и другими природными явлениями, что во время чистки её приходилось с большим трудом сдирать. Самое слабое место на крыше была северная сторона. Купол над алтарём был разрушен, остался только его железный остов да ржавый крест, говоривший о былом величии храма.

Колокольня также была потрёпана, колоколов не было, наверху у самой маковки росли берёзы.

Внутренний вид храма: полов не было, одна земля, хорошо утрамбованная осколками кирпича ( цельные тоже были), алтарные приделы разрушены, больше всех разрушен придел Георгия Победоносца. При входе в храм стояли железные ржавые двери (одна сверху погнутая). Окон не было, решётки на них были ржавые и кое-где вынутые. Границы между алтарями не было. В главном алтаре на горнем месте внизу было для чего-то сделано углубление в стене. Вот таким был храм к началу новой для него жизни. Никто из наших односельчан не думал, что храм можно восстановить, и даже я, пишущий сейчас эти строки, не предполагал, что буду непосредственным участником тех событий, в которых мне предстояло быть. Итак вернемся в тот далёкий и переломный 1996 год.

Начало

Где-то в конце июля 1996 года я прогуливался , пришёл на остановку и увидел объявление примерно такого содержания: Братия и сестры, х числа состоится собрание у храма. Повестка дня :

  1. Создание трудового коллектива по реставрации храма (двадцатки)
  2. Решение задач по первоначальному устройству работ и т.д.

Благочинный Щёлковского района протоиерей Владимир Галушко.

Здесь мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Прежде, чем я увидел объявление и заинтересовался им, я уже 2 месяца прислуживал в Каблукове , в храме Спаса Нерукотворного, настоятелем которого являлся иерей Сергий Дубинин. Он-то и окормлял нас до апреля 1998 года, когда настоятелем у нас стал иерей Владимир Александров (ныне служит настоятелем в храме села Гребнево). Теперь мы непосредственно возвращаемся к собранию и я постараюсь описать это событие, явившееся переломным моментом в истории нашего храма.

Собрание

В назначенный день и час я пришёл на собрание, народу было много (собирались мы на поляне возле храма). Приехал благочинный и повёл разговор о возможности восстановления храма, также он подчеркнул, что жители села Трубино и деревни Назимиха должны проявить упорство и инициативу в этом деле. Народ приветствовал это заявление, хотя в процессе работ (начальных) функции по расчистке храма выполняла кучка людей, фанатично преданных своему делу. Здесь мне хочется назвать имена людей, которые непосредственно потрудились по реставрации храма, а также составлявшие первый церковный совет: А.А. Куприенко, Л. В. Михейкина, Н. В. Кондратович, Л.Ремизова, О. Миронова, О.И. Матвеева, М.П. Голубцова.

Следующим пунктом на собрании был выбор руководителя по реставрационным работам. Им стал Игорь Петрович Томсон (фамилия очень интересная как и он сам), правой рукой его, то есть помощником был Евгений Иванович Пирожков. Окормителем нашего храма был назначен настоятель каблуковского храма.

Во время выборов в первый церковный совет меня также пытались выдвинуть в её члены, но не получилось, так как я был ещё молод ( в церковный совет выбирали с 18 лет, а мне тогда было 16), но мне потенциальные коллеги сказали, что я могу приходить и участвовать в работе. Мое вступление в “двадцатку” произошло позже, когда настоятелем был о.Владимир и в присутствии уже другого благочинного Щелковского района о.Сергия Решетняка (17 мая 1998 года, на втором церковном совете). Когда люди расходились, мы встретились с отцом благочинным, он , улыбнувшись, похлопал меня по плечу и сказал: “Ты у нас здесь алтарником будешь”. Его слова оказались пророческими.

Теперь я опишу, как мы начинали проводить и готовить наши первые служения. Первоначально наши службы состояли из двух треб : молебна и панихиды (начало в 12 часов по воскресеньям и большим праздникам). Подсвечниками нам служили сложенные из кирпичей квадратные стойки, сверху покрытые плёнкой, на эти тумбы ставились консервные банки, засыпанные песком, в этот песок ставились свечи. После каждой службы огарки вынимались, складывались в мешок, и песок тоже каждый раз меняли. Все окна были закрыты пленкой , и по бокам прибиты рейки, это было сделано для того, чтобы сквозняк не был таким сильным. Для икон были сделаны столы, где они стояли, около них также были консервные банки с песком. Икон было немного. Сначала после службы мы их собирали и относили к Л.Ремизовой , так как её дом был недалеко от храма, позже мы стали убирать их в кондейку. Смотрителем церковной утвари была М.П. Голубцова. Свечной ящик представлял собой парту, на которой лежали свечи, записки, ручки и др. Пол после уборки все же ещё представлял собой ряд выбоин и углублений, позже он был застелен досками с наложенными на них коврами. Прорехи в стене придела Николая Чудотворца мы в первый же день замуровали. Место, где сейчас находится трапезная, мы сделали комнатой, где жил наш руководитель Томсон. Она представляла собой две половинки, разделенные деревянной перегородкой . В одной половине комнаты стояли две койки, на которых спали Томсон и его помощник, парта, вторая половина была небольшой подсобкой, где-то отдаленно напоминавшей кухню. Между материнской стеной и деревянной перегородкой для утепления комнаты была насыпана земля, то есть смесь земли с остатками кирпичей, осколками плит и др. Земля для утепления была взята там, где сейчас находится ход на колокольню. В результате очистки, которой непосредственно занимался я, мне удалось очистить 6 или 7 сохранившихся ступенек. К зиме мы поставили леса, поверх которых были положены железные листы (так как свод протекал, особенно северная сторона ). Окна были забиты досками и были утеплены. Дорога к туалету была выложена кирпичами и обломками плит. Так мы встретили 1997 год. На Крещение 19 января о.Сергий отслужил водосвятный молебен сначала в храме в баках освятили воду, потом пошли и освятили источник, народу было очень много, была такая давка, что меня чуть не задавили, но все благополучно обошлось.

События половины 1997 года носили, если можно так выразиться, политический характер. Томсон, как оказалось, не подходил к идеалу руководителя. Летом 1997 года его сняли с должности руководителя, а на его место о.Сергий сказал, что пришлёт другого человека. Конец лета и начало осени прошло за очисткой крыши. В это время в состав двадцатки вошли И.Я.Беляева и В.К. Васильева. Затем к нам приехали белорусские рабочие, которые забетонировали пол, между крышей и потолком засыпали керамзитом, построили сарай из блоков. В ноябре о. Сергий присылает к нам своего уполномоченного, звали которого Владимир Уралов. Это был пожилой человек с седой бородой и волосами. На мой вопрос к нему, как к нему обращаться, он ответил: “Называй меня брат Владимир”, хотя он мне годился в деды. В декабре члены ЦС ездили в Софрино, привезли оттуда подсвечники (1 большой, 2 маленьких), свечи, книги и др. Также в декабре был поставлен иконостас главного придела алтаря преп. Сергия Радонежского, а это означало, что мы можем писать прошение благочинному, чтобы нам дали настоятеля, так как нам сказали, что если в реставрируемом храме есть алтарь и можно совершать полную службу, то можно просить к себе настоятеля. Рабочие-белорусы, которые у нас работали, выложили три печки: одна стояла там, где сейчас стоит плащаница, вторая – где сейчас библиотека, а третья – в алтаре, где сейчас стоит шкафчик с рукомойником. Так мы встречали новый 1998 год с надеждой, что нам дадут настоятеля. Наконец-то нам дали настоятеля. Весной 1998 года о.Сергий передал дела о.Владимиру. До нас о.Владимир служил вторым священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анискино Щелковского района. На Вербное воскресение была проведена первая служба в нашем храме. Народу было много. Хор на клиросе был организован под руководством регента Т.А. Кудрявцевой. Также в это время в нашем храме появился Сергей Яковенко, который некоторое время у нас работал. В мае произошли выборы в ЦС, где я наконец стал его членом. Произошло также разделение труда между членами двадцатки: И.Я. Беляева стала работать за ящиком, А.А.Куприенко – поваром, А.В.Михейкина – библиотекарем, В.К.Васильева стирала, О.И.Матвеева и М.П.Голубцова стали смотрителями церковной утвари и наблюдателями за свечами во время службы.

Главным событием этого года явилось то,что к нам в храм вернулась икона преподобного Сергия Радонежского, которую принесли из Гребневского храма. Также провели отопление, поставили АГВ, храм стал понемногу преображаться. Самые горячие работы проводились с мая по конец сентября, штукатурка внешнего фасада храма с последующей за ней побелкой. Внутренняя часть храма также подвергалась такому же ремонту. Стали появляться новые иконы. Первая икона, которая появилась у нас с приходом о.Владимира, была Казанская икона Божией Матери. Затем батюшка привез штукатурку со святынями. Стали организовываться паломнические поездки (Сергиев Посад, Тула, Серпухов, Оптина пустынь и др. В 2000 году стали выкладывать плиткой пол внутри храма, также были выложены плитками подоконники. Поводом установки сигнализации в храме послужил случай, произшедший в конце ноября 1999 года. Неизвестные, разбив окно в алтаре, проникли в храм и украли икону. Территория храма облагораживалась, были посажены цветы, убрали мусор, срубили березки, которые росли у храма. На Рождество 2001 года я был посвящен в стихарь. В августе 2001 года тоже случилось радостное событие на Изнесение (14 августа) на колокольню была воздвигнута маковка с крестом. При стечении множества народа зрелище было впечатляющее, если взять ещё то, что погода была солнечная, позолоченый крест ярко блистал в лучах солнца. Колокола были повешены позже. Лето 2001 года было посвящено укладке из плитки дорожки для крестного хода вокруг храма. В нашем храме есть небольшой архив фотографий последнего старосты храма А.Самсонова, последнего священника храма, строителя храма И.Ф. Бочарова. Также фотографии храма (2): на одной изображен фас храма на переднем плане которого запечатлены священник с народом, с хоругвями, с выносным крестом, ясно, что эта фотография была сделана во время престольного праздника. На другой фотографии запечатлен профиль храма середины 30х годов перед его закрытием. Также у нас есть фотографии новейшего времени, то есть реставрационного периода. На улице около туалета поставили буржуйку для сжигания бумаги и другого горящего мусора. Провели уличное освещение храма. От шоссе отгородились перегородкой. А так как по весне бывает грязь и машины, тормозя, обрызгивают храм, была приварена к перегородке грязевая защита.

За период служения о.Владимира (апрель 1998 – сентябрь 2003) было сделано очень многое для дальнейшего развития храма, было вложено много труда и средств многих людей, потрудившихся на благо церкви. Работать иногда приходилось в очень тяжелых условиях, например, когда ещё не было отопления и в храме было очень холодно. Но Господь давал нам сил делать благое дело, которое будет в памяти будущих поколений. Основным участникам, которые до конца оставались верны своему делу, летом 2000 года были вручены почетные грамоты. В храме стало тепло и уютно, переливаются малиновым звоном колокола, призывающие верующих на службу. В этом состоянии храмовой жизни мы подошли к сентябрю 2003 года, когда произошло одно очень важное событие. Нашего батюшку перевели в храм села Гребнево, к нам поставили настоятелем о. Антония Сенько, служившего до этого диаконом в Троицком соборе г.Щёлкова

Фамилии некоторых членов ЦС :

•  Алевтина Куприенко

•  Людмила Михейкина

•  Нина Кондратович

•  Любовь Демидова

•  Ольга Миронова

•  Ольга Матвеева

•  Мария Голубцова

•  Игорь Томсон

•  Евгений Пирожков

•  Ирина Беляева

•  Валентина Васильева

•  Алексей Блинов

•  о.Сергий Решетняк

•  о.Владимир Александров

•  о.Антоний Сенько

•  о.Сергий Дубинин

Алтарник храма прп.Сергия Алексей Блинов

Один комментарий на “Воспоминания Алексея Блинова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>